У вас не установлен флеш-плеер.
Главная Карта сайта Поиск Регистрация


MolodayaTver.ru

О Молодежной электоральной концепции. У Вас появилась идея? Возможно её стоит воплотить!

8 апреля (16:58)

 

Предлагаем территориальным избирательным комиссиям, избирательным комиссиям муниципальных образований, региональным отделениям политических партий, общественным и молодежным организациям разработать предложения для включения в план мероприятий по реализации Молодежной электоральной концепции на 2014 год. Свои предложения направляйте до 8 апреля 2014 года в избирательную комиссию Тверской области. Нам интересно ваше мнение!


 

Молодежная электоральная концепция

1. Общие положения

 

Правовое обучение и повышение правовой культуры молодых избирателей предполагает получение правовых знаний в области избирательного права и законодательства о выборах и референдумах. Эта цель достигается как в результате общего правового просвещения, так и специального обучения избирательному праву. Кроме того, правовое просвещение решает задачу осознанной вовлеченности и участия в избирательном процессе молодых избирателей.

В соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с правовым обучением избирателей, изданием необходимой печатной продукции. Взаимодействие с общественными и молодежными организациями по вопросам повышения правовой культуры избирателей и содействие общественным и молодежным организациям в их участии в мероприятиях, проводимых ЦИК России, является постоянным направлением деятельности ЦИК России.

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года №           228 была одобрена Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации (далее — Федеральная программа), включавшая перечень программных мероприятий на период с 1995 по 1999 год.

Начиная с 2000 года деятельность ЦИК России и созданного для реализации Федеральной программы Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России в этой области строилась в соответствии с планами мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации и ежегодными сводными планами мероприятий по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов. Значительное место в этой деятельности занимала и занимает работа с молодыми гражданами Российской Федерации в возрасте от 18 до 35 лет.

28 декабря 2007 года было принято постановление ЦИК России №           83/666-5 «О проведении Дня молодого избирателя», в соответствии с которым была определена дата проведения ежегодных мероприятий для молодых избирателей — третье воскресенье февраля.

Избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации принимаются соответствующие региональные программы повышения правовой культуры избирателей и обучения организаторов выборов, в реализации которых активно участвуют территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований.

Вместе с тем обзор практики указанной работы позволяет выявить ряд проблем, связанных с недостатками в организационных и содержательных параметрах сложившейся системы повышения правовой культуры молодых избирателей, в том числе:

действующая система охватывает ограниченный круг участников;

система не предоставляет возможности оперативного изменения учебных программ, доступных для широкого круга пользователей учебно-методических материалов, в том числе с использованием современных информационных технологий;

система использует методики, не всегда позволяющие в необходимом формате и объеме доносить необходимую информацию до избирателей;

система не использует в полной мере свои просветительские и информационные возможности и не направлена на их развитие.

Кроме того, в ходе федеральных выборов 2011-2012 годов возник ряд новых общественных организаций и движений, иногда использующих неправомерные способы общественного контроля за выборами в стране.

В связи с этим возникла необходимость разработки Молодежной электоральной концепции, учитывающей накопленный опыт, объединяющей существующие направления и формы указанной деятельности и в то же время определяющей новые подходы и способы работы с молодыми избирателями.

2. Актуальность Молодежной электоральной концепции

В настоящее время вопросы молодежной политики приобретают особую актуальность в связи с демографическими проблемами. Если в предыдущее десятилетие численность молодежи в Российской Федерации увеличивалась, то вплоть до 2025 года ее численность будет снижаться, причем это снижение по отношению к 2012 году будет существенным — более чем на четверть. Следствием демографического спада 1990-х годов станет резкое снижение количества молодежи в возрасте 14-30 лет. Согласно прогнозируемым данным к 2025 году общая численность молодежи в Российской Федерации сократится с 35 млн. до 25 млн. человек. В этой ситуации экономическая и социальная нагрузка на российскую молодежь будет только возрастать.

Снижение численности молодежи ставит перед органами государственной власти вопросы о необходимости повышения качества имеющегося молодежного ресурса, минимизации социальных потерь, максимально глубокой и эффективной социализации молодых людей. Формирование гражданственности и патриотизма молодежи будет способствовать решению ключевых задач развития нашего общества — обеспечения безопасности российского государства и общества, сохранения государственной независимости, преодоления мировоззренческого кризиса, возрождения уважения к государству, обществу, отечественному историческому и культурному наследию. На первый план выходит решение следующих задач:

правовое просвещение молодежи, устранение правового нигилизма в молодежной среде;

повышение уровня гражданской ответственности, осознанного и ответственного социального поведения;

повышение уровня электоральной активности в молодежной среде через повышение статуса понятия «обязанность гражданина».

Указанные задачи согласуются с целями и основными направлениями, обозначенными в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными 28 апреля 2011 года Президентом Российской Федерации (ПР-1168). В соответствии с указанным документом целями и основными направлениями государственной политики в том числе являются:

повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень юридической грамотности;

создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;

внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Механизмами осуществления государственной политики в том числе являются:

правовое просвещение и правовое информирование граждан;

 

развитие правового образования и воспитание подрастающего поколения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, посредством внедрения в образовательные программы учебных курсов, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.

3. Цели, задачи и способы
реализации Молодежной электоральной концепции

Молодежная электоральная концепция направлена на реализацию новых подходов и способов работы с молодыми избирателями в возрасте от 18 до 35 лет на основе аналитических данных с учетом имеющегося опыта и существующих на сегодняшний день направлений работы по повышению правовой культуры и электоральной активности молодых избирателей и форм взаимодействия организаторов выборов с общественными и молодежными организациями.

Целями реализации Молодежной электоральной концепции являются:

повышение правовой культуры молодых избирателей;

обеспечение активного и осознанного участия молодежи в избирательных кампаниях, кампаниях референдумов;

повышение уровня доверия молодых граждан к российской избирательной системе, институту выборов и референдумов;

преодоление политической апатии, формирование активной гражданской позиции;

информирование о деятельности ЦИК России, иных избирательных комиссий, направленной на реализацию конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Главной задачей Молодежной электоральной концепции является повышение интереса молодых российских граждан к избирательной системе и избирательному процессу в Российской Федерации.

Кроме того, реализация Молодежной электоральной концепции будет способствовать решению приоритетных задач, указанных в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Основными способами реализации Молодежной электоральной концепции являются:

разработка предложений по реализации Молодежной электоральной концепции и внесение их в ежегодные планы работы ЦИК России, тематические планы изданий ЦИК России, сводные планы основных мероприятий Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, совершенствованию и развитию избирательных технологий в Российской Федерации, планы работы секции по вопросам защиты прав избирателей и взаимодействия с государственными органами, политическими партиями и иными общественными объединениями Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК России, Экспертной группы при Председателе ЦИК России по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными организациями и молодежными объединениями;

проведение конкурсов среди избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссий на лучшую организацию работы по отдельным направлениям реализации Молодежной электоральной концепции;

обобщение и изучение конструктивного опыта работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, молодежных избирательных комиссий, молодежных парламентов по реализации Молодежной электоральной концепции, выявление и распространение наиболее эффективных форм указанной работы;

реализация специальных проектов в рамках направлений, указанных в Молодежной электоральной концепции;

подготовка, опубликование и размещение на сайте ЦИК России аналитических, обобщающих и методических материалов по отдельным направлениям реализации Молодежной электоральной концепции.

4. Основные направления работы по
реализации Молодежной электоральной концепции

Правовое просвещение молодых и будущих избирателей.

Обучение будущих избирателей

Правовое просвещение необходимо начинать со школьной скамьи. Важная роль в формировании правового сознания молодежи принадлежит образовательным организациям, осуществляющим деятельность по программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. В первую очередь в школах обучающиеся должны получать основу правовых знаний и навыков в урегулировании конфликтных ситуаций. Систематическое правовое просвещение предполагает получение в рамках общественных дисциплин знаний о государственном устройстве страны, истории его развития, системе выборов, правах и обязанностях гражданина. Очевидно, что изучение учебного курса «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» способствует, в частности, повышению последующей электоральной активности молодежи и развитию институтов гражданского общества в целом. В связи с этим уделяется большое внимание вопросам организации взаимодействия ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России с Министерством образования и науки Российской Федерации и организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Необходимо решить вопросы подготовки педагогических кадров, знающих предмет и методику его преподавания на высоком уровне, — преподавателей таких курсов, как «Обществознание», «Граждановедение», «Основы государства и права».

Данные образовательные программы должны предоставить человеку возможности для самоутверждения в рамках правомерного поведения, самоопределения путем формирования у школьников активной жизненной позиции, своевременной и конструктивной социализации как важнейшего интеллектуального качества будущего гражданина.

В рамках реализации Молодежной электоральной концепции предлагается использовать учебные курсы «Обществознание» и «Граждановедение» для обучения школьников в два этапа: до 14 лет ( «Уроки демократии») и от 14 до 18 лет ( «Школьный электоральный курс»).

Правовое просвещение молодых избирателей

Наряду с повышением правовой культуры воспитание гражданского правосознания подразумевает и овладение навыками реализации политических прав. Данное направление реализации Молодежной электоральной концепции призвано формировать устойчивый интерес молодых граждан к политико-правовым формам собственной гражданской активности, развивать интерес к процессу организации и проведения выборов (референдумов), повышать осознание смысла и значения участия в выборах и референдумах. Принимая во внимание, что с каждым новым избирательным циклом в выборы включается новое поколение граждан, органы государственной власти, государственные структуры, избирательные комиссии, политические партии не могут оставаться безразличными к их участию или неучастию в избирательном процессе.

Для обеспечения системности работы по правовому просвещению молодежи целесообразно проведение мероприятий, направленных на взаимодействие с Министерством образования и науки Российской Федерации, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, молодежными организациями по вопросам преподавания избирательного права, реализации совместных мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей.

В настоящее время правовое просвещение молодых избирателей проводится ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в различных формах, в том числе:

проведение в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования во взаимодействии с избирательными комиссиями занятий по курсу «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации»;

проведение конкурсов среди студентов, аспирантов и преподавателей российских образовательных организациях высшего образования на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса, повышения правовой и политической культуры избирателей (участников референдума), организаторов выборов, участников избирательных кампаний с последующим изданием сборника лучших работ;

проведение деловых игр, фестивалей, конкурсов, викторин, заседаний «круглых столов», экскурсий и дней открытых дверей в избирательных комиссиях, выборов председателей студенческих советов и т.п.;

взаимодействие с общероссийскими общественными организациями инвалидов с целью оказания содействия в реализации избирательных прав молодым избирателям, имеющим инвалидность (например, реализуемые избирательными комиссиями проекты «Дорога на избирательный участок», «Помоги мне»);

проведение в дни бесплатной юридической помощи в Российской Федерации специализированных акций, направленных на разъяснение молодым гражданам норм избирательного законодательства;

организация и проведение общественных открытых лекций и семинаров по отдельным вопросам избирательного права и процесса;

проведение в субъектах Российской Федерации мероприятий в рамках проекта «День молодого избирателя».

Для гражданского и политического просвещения молодежи необходимо также более активно использовать сеть Интернет.

Проведение Дня молодого избирателя

Начиная с 2008 года в соответствии с постановлением ЦИК России от 28 декабря 2007 года №           83/666-5 «О проведении Дня молодого избирателя» избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации проводятся дни (декады, месячники) молодого избирателя с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных, в том числе молодежных, организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, учреждений культуры, СМИ. Реализуется широкий спектр мероприятий, направленных на развитие правовой культуры и повышение электоральной активности молодых избирателей, в том числе просветительского характера (олимпиады, семинары, викторины, классные часы, циклы правовых семинаров, заседания молодежных политических клубов), ознакомительного характера (дни открытых дверей в избирательных комиссиях, выставки публикаций, фотографий, плакатов на тему избирательного процесса), развлекательного характера (конкурсы, «ярмарки молодежных идей», интерактивные игры).

В рамках реализации Молодежной электоральной концепции необходимо:

обобщить опыт работы ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссий по проведению Дня молодого избирателя в 2008-2014 годах,

внести изменение в постановление ЦИК России от 28 декабря 2007 года №           83/666-5 «О проведении Дня молодого избирателя» в части переноса даты его проведения на первую декаду декабря, приурочив его к Дню Конституции Российской Федерации — 12 декабря.

Привлечение молодежи к работе в избирательных комиссиях

Данное направление реализации Молодежной электоральной концепции включает повышение уровня профессиональной подготовки молодых членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, иных избирательных комиссий), осуществление контроля за реализацией права участия молодых граждан в формировании участковых избирательных комиссий и включения в состав резерва участковых избирательных комиссий.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона с 1 ноября 2012 года участковые избирательные комиссии формируются сроком на пять лет. В связи с этим особую роль приобретает подготовка молодых специалистов для избирательной системы.

Значительный объем работы в области повышения правовой культуры молодых и будущих членов избирательных комиссий традиционно выполняется избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в различных формах: организуются клубы молодых избирателей, осуществляется работа молодежных советов при избирательных комиссиях, молодежных избирательных комиссий.

Одним из источников кадрового резерва для избирательной системы являются молодежные избирательные комиссии, создаваемые при избирательных комиссиях с 2008 года. К концу 2013 года в 53 субъектах Российской Федерации были созданы молодежные избирательные комиссии.

Молодежные избирательные комиссии создаются на основании положений о порядке формирования молодежных избирательных комиссий, утвержденных постановлениями соответствующих избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Все сформированные молодежные избирательные комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах и не являются юридическими лицами. Срок полномочий молодежных избирательных комиссий составляет, как правило, два года.

Правом выдвижения кандидатов в состав молодежной избирательной комиссии обладают региональные отделения политических партий, общественные объединения и их региональные отделения, учебные заведения, территориальные избирательные комиссии и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. Членами молодежных избирательных комиссий могут быть граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет. Число членов молодежных избирательных комиссий составляет от 7 до 16 человек.

Взаимодействие с молодежными парламентами

Особую роль в повышении политической активности молодежи играет участие в работе молодежных парламентов. Молодежный парламентаризм содержит в себе потенциал решения актуальных вопросов современности, таких как проблемы взаимоотношений законодательных (представительных) и исполнительных органов власти с молодежью и ее объединениями.

Молодежный парламентаризм представляет собой систему представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанную на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи — молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства.

Молодежные парламентские структуры (молодежные парламенты, молодежные общественные палаты) осуществляют свою деятельность на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. В зависимости от поставленных целей и задач молодежные парламенты выбирают соответствующую сферу деятельности: формирование и (или) реализация молодежной политики, то есть непосредственная разработка нормативных актов, касающихся молодежной политики, или проведение социально значимых мероприятий.

В настоящее время на федеральном уровне при обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации действуют молодежные консультативно-совещательные структуры: Общественная молодежная палата (молодежный парламент) при Государственной Думе и Палата молодых законодателей при Совете Федерации, что можно считать признанием государством важности и необходимости развития молодежных парламентских структур, а также готовности высших органов государственной власти способствовать этому развитию.

Начиная с 2004 года в Российской Федерации проходят всероссийские форумы молодых парламентариев, в фокусе внимания которых — вопросы повышения электоральной активности молодых избирателей и развития их правовой культуры. На форуме 2005 года были подготовлены рекомендации по взаимодействию молодежных парламентских структур с избирательными комиссиями различных уровней, а на форуме 2010 года был взят курс на создание молодежных избирательных комиссий как структур, оказывающих содействие в формировании молодежных парламентов и ведущих работу по повышению электоральной активности молодежи.

В 2008 году молодежные парламенты Российской Федерации объединились в рамках Всероссийской общественной организации «Ассоциация молодежных парламентов России», которая в 2012 году была преобразована во Всероссийскую общественную организацию «Единое молодежное парламентское движение России». С 2009 года действует интерактивный интернет-портал Единого молодежного парламентского движения России по адресу: www.newparlament.ru.

В последнее время молодежные парламенты расширили круг взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти, стали проводить совместные мероприятия с избирательными комиссиями различных уровней.

Содействие политическим партиям в подготовке молодых кандидатов, сотрудников избирательных штабов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, доверенных лиц, уполномоченных представителей

Основная задача, связанная с формированием политической культуры, ответственного участия представителей политических партий, кандидатов, доверенных лиц кандидатов и избирательных объединений, сотрудников избирательных штабов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченных представителей в избирательном процессе, состоит в организации системы их правовой подготовки. Для этого необходимо использовать современные учебно-информационные технологии овладения знаниями законодательства в области избирательного права и избирательного процесса, а также практическими навыками применения правовых знаний.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, иные избирательные комиссии оказывают правовое, информационно-методическое содействие политическим партиям в подготовке указанных категорий молодых граждан.

Вместе с тем практика проведения федеральных избирательных кампаний 2011-2012 годов, а также выборов в субъектах Российской Федерации в единые дни голосования свидетельствует о необходимости обучения и консультирования молодых кандидатов по широкому кругу вопросов, связанных с их участием в избирательных кампаниях, в связи с изменениями законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.

Практика проведения избирательных кампаний свидетельствует о том, что перед большинством молодых кандидатов встает ряд проблем, в том числе связанных с недостаточным уровнем правовой культуры, отсутствием опыта участия в избирательных кампаниях. Отчасти исправить этот недостаток может расширение сети органов молодежного самоуправления, молодежных парламентов, где молодые кандидаты могут получать опыт работы, а также проявлять свои лидерские качества и организаторские способности.

Организующие выборы избирательные комиссии проводят информационно-разъяснительные мероприятия с участием политических партий для подготовки кандидатов, сотрудников избирательных штабов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, доверенных лиц, уполномоченных представителей, назначенных политическими партиями и кандидатами.

На сайте РЦОИТ при ЦИК России размещен обучающий интернет-комплекс «Школа молодого кандидата» для молодых представителей политических партий, кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления. Следует обратить внимание на необходимость регулярной и планомерной работы избирательных комиссий по оказанию содействия политическим партиям в подготовке молодых кандидатов, сотрудников избирательных штабов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, доверенных лиц, уполномоченных представителей.

Обучение молодых наблюдателей

Процесс организации и проведения выборов должен обеспечиваться надлежащим общественным контролем за соблюдением законности на всех этапах проведения выборов, в том числе в ходе голосования, при подсчете голосов избирателей, подведения итогов голосования и определения результатов выборов, оформления и передачи в вышестоящие избирательные комиссии соответствующих избирательных документов. В этом процессе участвует значительное число молодых наблюдателей, организация правового обучения которых также предусматривается Молодежной электоральной концепцией.

 

Данное направление работы по реализации Молодежной электоральной концепции предполагает информационно-разъяснительную и организационно-методическую работу с молодыми гражданами Российской Федерации, представителями политических партий, общественных организаций, в соответствии с законодательством о выборах и референдумах принимающими участие в наблюдении за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательных комиссий в ходе подготовки и проведения выборов. Наблюдение за выборами имеет большое значение для повышения доверия граждан к процессу формирования органов публичной власти, способствует защите избирательных прав граждан, прозрачности и открытости избирательного процесса. Основная цель наблюдения — соблюдение законности при проведении голосования и подсчете голосов.

В соответствии с пунктом 42 статьи 2 Федерального закона наблюдателем является гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

В рамках Молодежной электоральной концепции необходимо разработать и применять современные технологии обучения и информирования молодых граждан Российской Федерации, представителей политических партий, общественных организаций, в соответствии с законодательством о выборах и референдумах принимающих участие в наблюдении за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательных комиссий в ходе подготовки и проведения выборов.

 

 

Повышение правовой культуры
молодых журналистов, освещающих ход избирательных кампаний, кампаний референдума

Указанное направление работы по реализации Молодежной электоральной концепции предполагает информационно-разъяснительную и методическую работу с молодыми представителями средств массовой информации по вопросам информационного сопровождения избирательных кампаний.

Главное требование избирательного законодательства к информационной деятельности в ходе подготовки и проведения выборов состоит в том, чтобы она осуществлялась средствами массовой информации свободно, но была объективной, достоверной, обеспечивала равенство кандидатов и политических партий, участвующих в выборах.

Законодательство о выборах и референдумах содержит нормы и предписания, достаточно подробно регламентирующие деятельность общероссийских и региональных организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, участвующих в информационном обеспечении выборов и референдумов в Российской Федерации. В связи с этим ЦИК России проводит подготовку представителей средств массовой информации, в том числе молодых журналистов.

В целях реализации Молодежной электоральной концепции целесообразно в рамках заключенных соглашений о взаимодействии
ЦИК России с образовательными организациями высшего образования оказывать организационное и методическое содействие в ходе правового обучения представителей средств массовой информации в области избирательного права и избирательного процесса.

Кроме того, необходимо продолжить практику проведения
ЦИК России и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации конкурсов на лучшие материалы в средствах массовой информации, освещающие ход избирательных кампаний, деятельность избирательных комиссий, вопросы избирательного законодательства.

5. Организационно-методическое и информационное
обеспечение реализации Молодежной электоральной концепции

Для реализации Молодежной электоральной концепции формируется соответствующая Рабочая группа, в состав которой входят члены ЦИК России, работники Аппарата ЦИК России, представители общественных и молодежных организаций, председатели избирательных комиссий ряда субъектов Российской Федерации.

Рабочая группа ежегодно разрабатывает и представляет на рассмотрение ЦИК России планы реализации Молодежной электоральной концепции, включающие предложения, поступившие от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, общественных и молодежных организаций, иных соисполнителей Молодежной электоральной концепции.

Рабочая группа ежегодно готовит предложения по реализации Молодежной электоральной концепции для включения в план работы ЦИК России, тематический план изданий ЦИК России, сводный план основных мероприятий РЦОИТ при ЦИК России по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, совершенствованию и развитию избирательных технологий в Российской Федерации, планы работы секции по вопросам защиты прав избирателей и взаимодействия с государственными органами, политическими партиями и иными общественными объединениями Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК России, Экспертной группы при Председателе ЦИК России по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными организациями и молодежными объединениями.

 

 

Подготовка учебно-методических материалов по вопросам избирательного права и избирательного процесса для правового просвещения молодых избирателей

Предусматривается продолжение работы по организации процесса постоянного (непрерывного) обучения молодых избирателей по указанным направлениям реализации Молодежной электоральной концепции во взаимодействии с политическими партиями, общественными и молодежными организациями, общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, органами государственной власти и местного самоуправления, СМИ, иными заинтересованными органами и организациями.

Внедрение в обучение новых интернет-технологий предполагает разработку требований к электронным средствам поддержки и развития учебного процесса. В рамках работ по созданию информационно-образовательной среды предусматривается создание системы сетевого тестирования и контроля знаний для дистанционного обучения. Для организации дистанционного обучения должен быть создан комплект документов и материалов, обеспечивающий самообучение в режиме удаленного доступа. Организация системы дистанционного обучения предусматривает разработку принципов и механизмов использования технологий коллективной работы территориально распределенных групп пользователей для организации единого учебного процесса, обеспечения интерактивности процесса обучения.

Широкое распространение новых информационных технологий сформировало необходимые предпосылки для создания электронных библиотек как средства накопления и распространения информационных и методических ресурсов. Благодаря интенсивно развивающейся сетевой инфраструктуре эти ресурсы должны стать доступными любому пользователю сети и открывать перспективы расширения аудитории обучающихся организаторов выборов и референдумов и других участников этих процессов.

В составе электронных библиотек должны быть сформированы тематические базы, размещены каталогизированные справочные материалы от текстовых и табличных до мультимедийных, а также лицензированные модельные программы.

Важным направлением деятельности является также создание тестирующих программ и компьютерных игр по вопросам избирательного права и избирательного процесса.

На базе развития современных методов информационного взаимодействия организаторов выборов (референдумов) с представителями политических партий, общественных организаций, иными участниками выборов и референдумов появятся новые возможности для обеспечения открытости и гласности, повышения уровня доверия к избирательной системе, сокращения затрат времени на реализацию гражданами Российской Федерации своих конституционных прав, повысится эффективность обучения и общий уровень правовой грамотности в области избирательного законодательства.

Необходимые специализированные программы и методики обучения разрабатывает РЦОИТ при ЦИК России в сотрудничестве с Федеральным центром информатизации при ЦИК России, Общественным научно-методическим консультативным советом при ЦИК России, Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь), ведущими образовательными организациями высшего образования в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве.

Программы обучения должны строиться на основе органического сочетания теории и практики организации избирательного процесса, предусматривать новые формы учебной деятельности (проведение анализа проблемных ситуаций, тренинги, дискуссии, семинары, заседания «круглых столов») и другие формы занятий.

Организация молодежного раздела в СМИ

Совершенствование информационного обеспечения — одна из важнейших предпосылок развития демократических принципов открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий всех уровней. Этот аспект чрезвычайно важен, так как с ним неразрывно связано обеспечение прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, на участие в наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий. Средства массовой информации образуют важнейший институт формирования и распространения в общественном сознании различных представлений и мнений. Их влияние на развитие правового просвещения в избирательном процессе открывает широкие возможности для проведения активной государственной политики в данной области.

Решение этой задачи предполагает создание и размещение серии информационно-аналитических материалов, рассчитанных на конкретные возрастные, социальные и территориальные группы избирателей. Материалы, направленные на повышение правовой культуры и электоральной активности молодых избирателей, должны разрабатываться с учетом особенностей восприятия и осознания информации молодыми людьми.

Данное направление Молодежной электоральной концепции предполагает подготовку, издание и распространение журналов, сборников материалов и документов, методических материалов и учебных пособий по различным аспектам организации и проведения избирательных кампаний, повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и правовой культуры избирателей, других участников избирательного процесса. Кроме того, предполагается создание специальных молодежных разделов в периодических печатных изданиях ЦИК России (например, «Журнал о выборах») и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и регулярное их наполнение соответствующими материалами, которые представляют необходимую информацию в адаптированной для молодежи форме.

Создание и информационное наполнение
молодежного интернет-ресурса

В последние годы избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в работе с молодежью все активнее применяют современные формы взаимодействия с применением интернет-технологий, в том числе:

проводят интернет-конференции для председателей и членов избирательных комиссий, в том числе молодежных избирательных комиссий;

на своих интернет-сайтах создают разделы (страницы), на которых постоянно размещают информацию, адресованную молодым избирателям;

размещают видеоролики, интерактивные игры, викторины и конкурсы с целью привлечения к участию в выборах молодых избирателей, повышения уровня их правовой грамотности.

Вместе с тем в каждом субъекте Российской Федерации указанная работа проводится исходя из собственных возможностей, целей и задач (как правило, связанных с конкретными избирательными кампаниями), подчас носит ситуативный, временный характер и в межвыборный период осуществляется нерегулярно. Необходимо осуществлять данную деятельность более системно и постоянно, обеспечивать наполнение интернет-ресурсов избирательных комиссий интересными, качественными информационно-разъяснительными материалами.

Данное направление Молодежной электоральной концепции предполагает создание на Интернет-сайте ЦИК России и сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссий современных информационно-коммуникативных и образовательных ресурсов, учитывающих современные интернет-технологии и особенности восприятия информации молодыми гражданами, постоянное наполнение их соответствующими материалами.

Основными задачами создания молодежного интернет-ресурса являются:

формирование электронной библиотеки изданий по вопросам избирательного права и избирательного процесса в целях развития правовой культуры и повышения электоральной активности молодых участников избирательного (референдумного) процесса;

создание и постоянная актуализация базы данных методических, информационно-разъяснительных и других материалов, используемых для работы с молодыми избирателями в ходе избирательных кампаний и кампаний референдума, проводимых в субъектах Российской Федерации;

совершенствование и информационное наполнение сайтов
ЦИК России, иных избирательных комиссий, РЦОИТ при ЦИК России материалами, ориентированными на молодых и будущих избирателей.



Доклад «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала» (подготовлен специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по заказу Федерального агентства по делам молодежи, размещен на сайте Федерального агентства по делам молодежи).

Опубликовано в «Российской газете» 14 июля 2011 года.


 

Отправить свой материал на конкурс
ФИО
Материал на конкурс
Комментарий


Все объявления